"НА КРЫЛЬЯХ ВРЕМЕНИ..."
http://angelladydety.getbb.ru/

Больше, меньше, равно
http://angelladydety.getbb.ru/viewtopic.php?f=28&t=137
Страница 1 из 2

Автор:  Angellady [ 13 ноя 2009, 01:38 ]
Заголовок сообщения:  Больше, меньше, равно

Как объяснить ребенку ?

Ситуация: на картинке 4 больших матрешки и 4 маленьких в хаотичном порядке.
Каких матрешек больше ?

* Объясняла по всякому - не доходит.
Говорит, что больше больших матрешек.
Т.к. сталкивалась с этим не один раз, то поняла говорит "больше больших" из-за их размера. Пыталась объяснять разницу между размером и количеством. Все равно "больших больше". Мне кажется, он оценивает это чисто визуально.

Да, брали настоящие матрешки, в большие вкладывали маленькие и все равно. Что это ? Упрямство ? Как понять понял он или нет.

Автор:  Laska [ 01 фев 2010, 19:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

В начальной школе понятия "больше-меньше-равно" вводят так: берут два множества предметов и составляют их в пары. Кстати, сравнивая предметы, говорят "столько же...", "поровну", "одинаково".
Вот один из тестов готовности ребенка к обучению в школе: перед ребенком кладут в два ряда 5-6 геометрических фигур, одинаковых по цвету, размеру и форме. Только в одном ряду фигуры располагаются близко друг к другу, а в другом широко.Т.е один ряд визуально длиннее другого. Спросим у ребенка : в каком ряду предметов больше? Очень многие дошкольники считают, где ряд длиннее, там фигур и больше.

Автор:  Angellady [ 06 фев 2010, 23:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Laska, так и Данила считает. А как объяснить ?

Автор:  Тасик [ 17 фев 2010, 09:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Может попробовать нарисовать или сделать 2 поезда с одинаковым количеством вагонов и рассадить больших матрешек в один поезд, а маленьких в другой. Сравнить, сколько вагонов занято в первом поезде и сколько во втором. Ребенок, посчитав, увидит, что и в первом, и во втором поезде одинаковое количество пассажиров.
Ну или нарисовать 2 одинаковых домика с окошками, и рассадить матрешек по тому же принципу.

Ань, а как Даня понимает сравнение совершенно разных предметов, например 4 яблока и 4 груши (или апельсина)?

Автор:  Alinisya [ 26 ноя 2010, 01:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Наверно уже не актуально, но может стоило объяснять не на матрешках. А взять круги, например, красные и синие, обязательно одинакового размера. Или что-либо другое, только чтобы отличие было не в величине предметов. Может зайцев и морковки.

Автор:  колокОльчик [ 26 ноя 2010, 01:39 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

купила книгу тестов для 2-3 лет. там такие вопросы есть. при чем количество отличается на 1,2. разве может средне развитый ребенок так сравнивать количество? :O

Автор:  Laska [ 26 ноя 2010, 03:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Конечно, может. Самый верный, проверенный способ - соединять в пары. Тогда сразу становится видно, что без пары, того и больше. Если предметы нарисованы в книге, то можно соединять предметы линиями (развиваем моторику, готовимся к письму). Причем видно не только каких предметов больше-меньше, но и на сколько больше-меньше. Это определяется обычным пересчетом оставшихся предметов.
Например, даем задание: мамы-матрешки и дочки-матрешечки играли вместе. помоги малышкам найти своих мам, поставь их в парочки. кого больше, кого меньше, пересчитываем, убеждаемся - одинаково.
Почаще давать задания такого типа: раздать зайцам морковку, найти пары чашка-блюдце, раздать детям мячики и т.п. Сначала даем пары одинаковых по количеству предметов. Затем создаем проблему. Например, зайчиков больше, чем морковок. Раздали и видим: одному зайке морковки не хватило. Почему? Подводим к выводу, что зайчиков больше, а морковок меньше. А затем высший пилотаж: что сделать, чтобы зайчиков и морковок стало поровну, одинаково? Обычно, дети быстро соображают добавить одну морковку. Особо сообразительные догадаются убрать одного зайчика. А вот сравнивать группы предметов просто пересчетом бесполезно. Для детей младшего и даже среднего дошколоного возраста числа и цифры просто абстракция. Они не могут еще понять почему пять боьше четырех, а семь меньше девяти.

Автор:  oksana [ 27 ноя 2010, 00:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Вот и мы с этим столкнулись :) Копирую из своего дневничка
oksana писал(а):
Читали мы третью главу Томатика и Кубарика "Друзья рисуют".
Томатик нарисовал один большой гриб, а Кубарик много грибов маленьких.
Савелий отвечает на вопросы:
Сколько грибов нарисовал Томатик? - Один
Сколько грибов нарисовал Кубарик? - Много.
Здесь вопросов не возникает. Понятия "один - много" вроде усвоены.
У кого грибов больше? - У Томатика, потому что у него БОЛЬШОЙ гриб. :O

Татьянка писал(а):
этот момент описан в книге Звонкина. И он считает, что торопить ребенка нельзя, что придет физиологическая зрелость и все будет нормально.

oksana писал(а):
спасибо за Звонкина, пойду читать, вспоминать. :) Кажется, феномен Пиаже об этом же... я забыла. :nea: ;-)

Цитата:
Пиаже (1896-1980) провел серию исследований развития у детей понятия (принципа) сохранения количества или величины объектов при изменении их формы. Он считал, что понимание сохранения объекта в процессе изменения его формы составляет необходимое условие всякой рациональной деятельности. Для исследования владения детьми разного возраста принципом сохранения Пиаже использовал особые задачи, которые сейчас обычно называются <задачами Пиаже>.
Эксперимент во всех случаях проводился одинаково. Испытуемого (ребенка 4 лет и старше), показывая ему объекты, изображенные на рисунке слева, спрашивали, одинаковы ли эти объекты (Одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комочках?). Во всех случаях испытуемые обычно говорят: <Одинаково>.

Затем на глазах испытуемого изменяли форму одного из предметов: 1) один ряд бусин расставляют на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняют; 2) воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы (например, более узкий); 3) один из комочков глины раскатывают в длинную колбаску.

После этого испытуемого снова спрашивали: <Одинаковы ли теперь эти два предмета?> (Одинаково ли количество бусин в двух рядах? Одинаково ли воды в двух сосудах? Одинаково ли глины в колбаске и в комочке?).

И хотя ребенок внимательно наблюдал за изменением формы одного из предметов, обычно дошкольник (4-б лет) отвечал, что в первом ряду бусин больше, чем во втором; в более узком сосуде воды больше; в колбаске больше глины. Дети более старшего возраста давали другие ответы.

Пиаже считал, что ребенок 4-6 лет находится на первой стадии развития познавательной способности, когда он еще не владеет принципом сохранения (количества, объема, массы). На второй промежуточной стадии ребенок (обычно 7-10 лет) в одних случаях дает верный ответ, а в других - неверный: он только начинает овладевать принципом сохранения. И, наконец, на третьей стадии (обычно в 11-13 лет) ребенок всегда уверенно дает верный ответ, что предметы остались одинаковыми, и может как-то обосновать свое утверждение. В этом случае ребенок владеет принципом сохранения. Эти явления, происходящие в психическом развитии любого ребенка, были впоследствии названы <феноменами Пиаже>. (http://azps.ru/handbook/f/feno283.html)

Автор:  oksana [ 27 ноя 2010, 00:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Laska, спасибо за примеры заданий! :yes: :)

Автор:  Roby [ 27 ноя 2010, 08:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Больше, меньше, равно

Цитата:
Ситуация: на картинке 4 больших матрешки и 4 маленьких в хаотичном порядке.
Каких матрешек больше ?


Я нечто похожее делала, только с кубиками разного цвета. Одни кубики были желтые, другие синие. Делала 2 ряда: один над другим. Сходились с ним во мнении, что ряды одинаковые. Потом просто один ряд сдвигала чуть в сторону и спрашивала ""Какой ряд длиннее" Так сына все время показывал на тот, у которого кубики выступали, и все мои объяснения и доводы принимать не хотел.
Так что мы пока это не освоили и решили немного отложить. Значит еще не время. ;-)

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/