Лето – это пора отдыха, летних забав, солнца, пляжа. Но даже на отдыхе можно дать ребенку множество полезной и познавательной информации о природе. Это все вокруг нас.
Наблюдаем за солнцем.Гуляя с малышом, покажите ему солнышко, скажите, что оно светит ярко, стало очень тепло. Поговорите о сезонной одежде. Скажите, что солнышко греет сильнее, поэтому дети не одеваются тепло. Назовите летнюю одежду. Какое солнышко? (развитие речи) – желтое, теплое, яркое, светлое, ласковое. Что оно делает? Светит, греет, освещает и т.д. Люди носят летом солнцезащитные очки. Поговорите, для чего. Чем еще лето отличается от другого времени года? Все зеленое, много цветов. Расскажите стишок про солнышко.
Наблюдаем за облаками.В облачный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Что они делают? Плывут, движутся, летят. Они какие? Мягкие, пушистые, дождевые. Расскажите малышу, что они могут двигаться медленно, а могут и быстро (дует ветер). Иногда облака закрывают солнышко, и становится не так жарко. Рассматривайте облака – на что они похожи, сочините сказку об облачках. Спойте с малышом песенку «Облака, белогривые лошадки».
В пасмурный день понаблюдайте за тучами. Они бывают темные, грозовые, тяжелые. Когда небо покрывается тучами, это говорит о приближении дождя. Расскажите крохе про гром и молнию.
Наблюдаем за ветром.В ветреный день посмотрите с ребенком на раскачивающиеся деревья. Расскажите малышу, что это дует ветер. Понаблюдайте за тем, как колышется трава, деревья. Возьмите вертушку и подставьте ее под порыв ветра – она будет вертеться. Расскажите ребенку о ветре в разные времена года: зимой дует ледяной ветер. Придумываем еще эпитеты – холодный, зимний и т.д. Летом – теплый, легкий, приятный ветерок. Предложите ребенку подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо. Вы тоже можете дуть, как ветер. Возьмите перышко, положите его на ладошку и предложите малышу подуть. Между прочим, это отличное упражнение для развития речи.
Наблюдаем за дождем.Выходя на улицу, когда идет дождь, отметьте, что сегодня погода дождливая, ненастная, пасмурная. Посмотрите на капли дождя – они крупные или мелкие. Обратите внимание ребенка на то, что образуются лужи. В лужи можно побросать камешки, измерить глубину палочкой, пускать кораблики. Прислушайтесь к звукам капающего дождя. Понаблюдайте, как капли стекают по окнам. Расскажите малышу о том, как дождь поливает все растения и они растут. Сравните сухую землю и мокрую, сухой асфальт светлый, а мокрый темный. После дождя все мокрое – и земля, и листья. Капли блестят на солнышке. У нас с сыном это «Капитошки». Мы любим их стряхивать с деревьев, трогать пальчиками.
Наблюдаем за грозой.
Пронаблюдайте за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.
Наблюдаем за радугой.Расскажите ребенку, что после дождя бывает радуга. Расскажите о цветах радуги, нарисуйте с малышом радугу. Обратите внимание крохи, что она постепенно появляется и постепенно исчезает.
Наблюдаем за деревьями.Гуляя с ребенком, показывайте ему различные деревья, называйте их. Предложите потрогать кору – она шершавая (для тактильных ощущений). Расскажите о том, как меняют свой внешний вид деревья в разные времена года. Сейчас они зеленые, на них много листьев. У каждого дерева свои листья, непохожие на другие. Посмотрите на хвойные деревья. У ели, сосны есть не листья, а иголочки. Они зеленые и летом и зимой. Научите ребенка бережно относиться к деревьям – они очищают воздух.
Наблюдаем за цветами.Рассматривайте цветы. Говорите об их цвете, размере. Предложите ребенку понюхать цветок. Расскажите строение цветка. Называйте цветы – ромашка, одуванчик, пион и т.д. Цветы бывают комнатные, садовые и полевые. Рассмотрите, чем они отличаются. Предложите ребенку отгадать загадки о цветах.
Наблюдаем за водой.Все дети любят играть с водой. И это замечательно! Игры с водой не только развивают кроху, но и снимают стресс. Расскажите ребенку, что вода бывает жидкая и твердая (лед). Вода может иметь разную температуру: теплая, если нагрелась на солнышке или на печке, прохладная, если положить в холодильник. Какая вода? Жидкая, прозрачная, льющаяся. Определите, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Обратите внимание, что летом люди купаются в море. Почему?
Наблюдаем за животными и насекомыми.
Познакомьте малыша с животными, встречающимися вам и насекомыми. Расскажите о том, где они живут, что едят. Понаблюдайте за поведением животных. Обращайте внимание на внешний вид – у одних шерсть, у других – перья. Одни ползают, другие летают, третьи ходят.
Все перечислить невозможно, но главное, говорите и показывайте ребенку все, что видите, слышите и чувствуете сами.
источник